Вытирание огня

В этой статье рассказано, в каких случаях добывали огонь путем вытирания, какие правила в проведении обряда существуют и в чем символика обязательных составляющих элементов/моментов обряда.

Вытирание огня — ритуал добывания огня путем трения. Огонь таким способом добывали в ситуациях бедствия (эпидемия, падеж скота, неурожай), в некоторых губерниях (Новгородской, Енисейской) ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. В православной церкви в Великий четверг существовал обряд (имеющий единые с вытиранием огня корни) обновления огня от четверговой свечи (см. Четверговая свеча)

Огонь, добытый путем трения, называли «новым», «деревянным» или «живым».

Кем проводился обряд: как правило, обряд проводился женатыми мужчинами.
Как проводился обряд?
Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви).

В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек. Так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут¹, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250 — 253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже — береза, сосна.

Добытый живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия (астраханск.).
Другие обряды, связанные с проведением вытирания огня
При падеже скота вытирание огня нередко входило в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель (см. Прогон скота через тоннель). В этом обряде костры имели катартическое («катарсис» — очищение, облегчение, освобождение) действие для избавления скота от смертельной угрозы.

Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия — ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя (Быт великорусских крестьян-землепашцев, 1993, с.131).
В чём символика обряда?

Главные моменты в проведении ритуала включала в себя два момента: во всём селении (у всех жителей) должен быть обновлён огонь, и новый огонь должен быть добыт древним способом.

Обновление огня (одно из культуральных значений огня — средство поддержания жизни) — символизировало всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой.

Предпочтение дуба из пород дерева для вытирания огня восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших (Мифы народов мира, т.2, с.451, 454; Волоцкая З.М., 1995, с.247 — 248). Примыкает к этому подразумеваемому значению и липа (ср.: именно липа «Исколена» вырастает из колена убитой девицы — Зеленин Д.К., 1933, с.597).

Привлечение к вытиранию огня женатых, запрет на участие вдовцов (Попов Г., 1903, с.193) подкрепляет общую символическую направленность ритуала вытирания огня как добывания, изнутри наружу, оплодотворяющего начала, новой жизни.

Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него «с женами своими и с чады своими» зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как «волхвование» (Стоглав, 1860, с.221).

Вытирание огня и в качестве окказионального (совершаемый по необходимости) и календарного профилактического обряда известен и у других восточно- и южнославянских народов.

Статья подготовлена по материалам Российского Этнографического Музея.

трут¹ — это любой материал, воспламеняющийся от одной искры. Это может быть берёзовая кора, сухая трава, деревянные стружки, еловые шишки, сосновые иголки, размельчённые сухие грибы, мох и др.

Источник.

RdUmqxiLzAE

Опубликовано в Народные традиции и культура. Обычаи предков, Обустройство дома. Домашнее хозяйство Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*