Квас

КВАС  кислый напиток, который готовили для ежедневного употребления и в поминальные праздники, на свадьбе, родинах. Входил в праздничную страву (обрядовые блюда), наряду с сурьёй (травяным настоем), мёдом питным, киселём.

Квас, напиток, приготовляемый путем брожения (молочнокислого) из ражаной муки и хлеба с прибавлением солода (квасного сусла).

Различные сорта хлебного кваса называются русский квас, кислые щи и др. Помимо хлебного кваса приготовляются фруктовый и ягодный квас, сдобренный соком плодов или ягод [1].

Квас на меду (медовый), клюквенный, грушевый, яблочный готовился без муки, наливкою воды на плоды; получался в процессе брожения.

Квасное сусло приготовлялось особым способом из смеси ржаной муки и солода. Солод – проросшее ячменное зерно.

В Полесье на Радуницу квас в составе других кушаний приносили на могилы близких. На Смоленщине на сороковой день после смерти варили квас и готовились к «отпуску» души на «тот свет».

У русских накануне свадьбы в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квас с хмелем, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом. Угощение квасом связывалось с магией плодородия.

Хлебный квас имел значение оберега. Верили, что пожар, вызванный молнией, можно было потушить только молоком или квасом, яйцами, но отнюдь не водой (в.-слав.); чтобы огонь такого пожара не распространялся дальше, в пламя бросали обруч с квасной шайки (рус.).

В качестве магического лечебного средства использовался квас с солью или квасное сусло, оставшееся после приготовления напитка. При трудных родах роженице давали выпить квасной гущи или солода (рус.). Отелившейся корове для того, чтобы скорее отошел послед, также давали квасную гущу, ячмень или ячменный солод (рус.). Новорожденному перед первым купанием вливали в рот немного кваса, чтобы он не боялся простуды (бел.). Прикладыванием соленой квасной гущи лечили болезнь пальцев – «ногтоеду» (рус.).

Чтобы в молоке было больше сливок, молочный горшок мыли кислым квасом с солью и ставили в печку (сибир.) [2].

Известны запреты на приготовление кваса – вероятно, это было связано с поздними поверьями, когда, под влиянием христианских представлений о мироустройстве, в славянской мифологии возникло жесткое разделение на бога и дьявола, добро и зло («нечистых» духов – бесов, чертей) и т.д. Пример: в Обоянском уезде Харьковской губернии квас не делали в понедельник, чтобы чёрт не выкупал в нем своих детей [2].

Литература:

  1. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1890 – 1907.
  2. Валенцова М.М., Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Международные отношения, 200

Источник

111684_or

Опубликовано в Заметки Метки: , ,