Плетение соломкой

Цветы найти не трудно на любом пути.
И все ж не каждому дано венок сплести
Т. Гиппель

Красота плетения в какой-то мере зависит от материалов, из которых он сплетен, но, прежде всего — от вкуса и художественного чутья мастера. Отсутствие вкуса позволит испортить любой, самый высококачественный материал. Говорят, что художественный вкус можно «воспитывать». Если и можно, то, по присловью, лишь пока ребенок помещается поперек дивана. Потом безнадежно поздно, и все равно получится не мастер, а ремесленник, механически повторяющий показанные ему процедуры и не способный внести в дело ничего нового, своего. Собственно плетение из соломы — чисто механическая работа, требующая не интеллектуального напряжения, а «памяти пальцев». Так девушка, не задумываясь, заплетает свои косички, иногда весьма многочисленные. Коврик или корзинка, сумка или шляпа получатся потом, в дальнейшем, а сначала большинство плетеных из соломы изделий существуют в виде плетежков (плетешков). Так его называют мастера, работающие с соломкой, в таком звучании его знает Владимир Даль: «Плетежок, тонкая плетеница, плетенка, в значении снурка, витушки, косички, плетеной тесьмы». Если соломины уподобить атомам, то плетежки — это молекулы, из которых состоят всё плетеные «вещества».
Выделяют двухконцовые, трехконцовые, четырехконцовые и так далее, вплоть до одиннадцатиконцового, называемого еще «чемоданным», ибо он используется в изготовлении больших сумок и корзин. По сути, можно делать и более широкие плетежки, но уже и в одиннадцатиконцовом нужда возникает исключительно редко, а плести его намного сложнее, чем, например, простую косу.

Плетежок — трехконцовка

Умением плести его обладает по крайней мере половина человечества: действительно, каждая женщина хоть раз в жизни да заплела косичку. Технология плетения весьма проста: каждая из двух крайних соломинок по очереди перебрасывается в середину, между двух других.
Этот плетежок, при прочих равных условиях, прочнее других, выплетаемых из большего числа соломинок, и проще всех их в исполнении. Поэтому он весьма практичен, и используется чаще всех других. У него есть только один недостаток — малая ширина. Поэтому для изготовления различного рода сумок, шляпок, абажуров, ширм и тому подобных изделий, сшиваемых из соломенных плетежков, удобнее использовать другие варианты плетева, более широкие. Разумеется такие плетежки, как и трехконцовка, разработана в незапамятной древности.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании — круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение: а — начало плетения; 6 — соединение жгута бечевкой; в — приспособление для контроля за толщиной жгута; г — окончание плетения; д — челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4 — 7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении — сужается.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т. д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а – полотняное, «шахматка», б – диагональное, «паркетик».

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т. д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
— использовать для работы ржаную солому;
— для плоских видов плетения брать среднюю (рогожную) равномерную по всей длине часть стебля соломины;
— для объемных видов плетения брать верхнюю (хлыстовую) часть стебля;
— заварить соломку в кювете (тазу) кипятком 10 – 15 минут;
— соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
— плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
— наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
— наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
— загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
— плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
— толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
— законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Рис. 3 Плетенка «зубатка» из четырех соломин
Плетенка «зубатка» имеет зубчатые края, отличается красотой рисунка, проста в исполнении. Она прочна, почти не подвергается растяжению, но в то же время обладает способностью к криволинейному изгибу. «Зубатка» широко используется в соломоплетении для сшивания сумок, шляп и т. п.

Рис. 4 Объемное плетение
Объемное плетенки – «цепочка» и витые плетенки–шнуры – по праву считаются одними из самых красивых. Они пластичны, их можно изгибать. Выкладывать из них различные фигуры. Такие плетенки можно выполнять не только из соломки, но и из других растительных материалов, а также из проволоки.

В зависимости от количества соломин вначале плетенки имеют различную форму в сечении и частоту витков. Чем больше соломин участвует в плетении, тем больше получается витков и плотнее получается шнур.

Обычно такие плетенки выполняются на каркасе из соломин, который позволяет добиться заданной толщины. При высыхании каркас можно убрать. Для выполнения таких плетенок лучше всего использовать верхнюю часть стебля соломки.

Рис. 5-6 Витая плетенка из пяти соломин
Принцип выполнения витых плетенок из разного количества соломин одинаков. Рассмотрим его подробно на примере витой плетенки из пяти соломин.

Рис. 7 Витая плетенка из четырех соломин
Эта плетенка выполняется аналогично плетенке из пяти соломин, но отличается от нее более редким повторением витков.

 

 

плетенка

 

 

 

 
 
Опубликовано в Народные традиции и культура. Обычаи предков Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*